|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самодельный комбоусилитель
Изготовление кабинетаВ 2008 году нам в голову пришла идея сделать самим комбоусилитель. Причин было несколько: самая первая, естесственно, нехватка наличных, но были и другие... Нам нужен был не гитарный или басовый комбоусилитель, как это обычно бывает, а универсальный кабинет с универсальным усилителем, способный воспроизводить как гитарный звук, так и звук микрофона. К тому же мы хотели иметь одно устройство для всех - то есть при выезде мы хотели иметь минимум необходимого оборудования для звучания (имеется ввиду не концертное выступление, а музицирование в узком кругу, для своих). В то время у нас была акустическая гитара с пьезодатчиком, электрогитара с цифровым процессором и микрофон. То есть усилитель должен был содержать в себе еще и микшер... Если вы попробуете найти подобные устройства, вы будете разочарованы. Таких почти нет. Действительно, "почти". У Ерасова (www.yerasov.ru) мы нашли подобное устройство. Оно называется универсальный комбоусилитель KEYamp R2 (есть еще модификация R3 — отличается мощьностью). Имеет три канала, двухполосную акустику... В принципе, нас бы оно вполне устроило, если бы не два "НО": во-первых оно довольно громоздкое (440х620х305 мм), а во-вторых — цена!... Может, еще какие есть — не знаю! За основу проекта были взяты размеры ерасовского же комбоусилителя Repetitor R1-50w. При проектировании была проштудирована книга Г.С.Гендина "Конструирование и расчет радиолюбительских акустических систем". Некоторые рекомендации, касательно создания акустических систем были перенесены на наш проект. Например, изоляция передней несущей стенки (на которой крепится динамик) от боковых ограждающих стенок резиной. Также для изготовления была применена 19-тимиллиметровая фанера, а не ДСП или еще какой материал. Все соединения были проклеены специальным влагостойким клеем для дерева Titebond II Premium Wood Glue (сделано в США), что обеспечило им хорошую герметичность. В итоге после установки овального динамика Pioneer TS-A6990 8x6 дюймов китайского производства, мы получили почти hi-fi звук... (На фото видно, что сначала на динамике спереди закреплена декоративная панель, на дальнейших снимках ее нет — ее пришлось оторвать, потому что она страшно дребезжала, к тому же малюсенькие динамики на ней оказались фальшивыми; еще пришлось закрепить на герметик конденсатор на среднем динамике по той же причине; стойку на которой крепиться средний динамик от вибраций постоянно сворачивало — налили суперклей на крепежный винт с обратной стороны и закрутили от души...). По крайней мере, это акустическое оформление выжимает максимум из этого динамика. На некоторых снимках видно, что фанера растрескалась во врема обработки, но это все было замаскировано обтяжкой из кожезаменителя. Внутреннее заполнение — синтепон. Электроника собрана в коробке из-под компьютерного блока питания (виден на последнем фото). В качестве микшера мы взяли 5-тиканальный Lilliput опять же Ерасова. Более подробно читайте далее. В заключение добавлю — мы начали этот проект в надежде достигнуть две цели: сэкономить деньги и получить именно то, что нужно. Второй цели мы достигли полностью. Насчет первой цели можно сказать так: если есть увлечение, желание и некоторый фанатизм что ли в этом деле, то это то, что нужно. Если нет — лучше потратить деньги. По цене, конечно, получилось дешевле, но здесь не учтены время и силы, затраченные на реализацию проекта. Поэтому я бы не рекомендовал этим заниматься только из-за экономии. Большой выгоды не почувствуете. Электронная начинка комбоусилителяТак как за основу проекта был взят ерасовский комбик Repetitor R1-50w, обладающим эффективной мощностью 50 Вт, а в гараже завалялся трансформатор типа ТПП307-127/220-50, имеющий по 1,5 А во вторичных обмотках и напряжение на них 2×22 В, при последовательном включении, было принято решение — в качестве УМЗЧ использовать микросхему TDA7295 (datasheet TDA7295.pdf). Питание микросхемы может быть в пределах ±40 В. Источник питания на таком трансформаторе может выдать два напряжения по 26 В и ток, примерно, 1,5 А в плечо. Следовательно, можно раскачать в нагрузке до 60 Вт, что вполне достаточно. В ПП PCAD 2002 была разработана топология печатной платы, спасибо за помощь в создании топологии Андрею Митяеву и Виталию Запевалову, преподавателям ЮУрГУ. После первых испытаний пришли к выводу — необходимо использовать предоконечный усилитель. Принимая во внимание, что нам нужно иметь регулируемый линейный выход и микрофонный компрессор, родилась следующая функциональная схема. Предоконечный усилитель собран на микросхемах NE5532 (datasheet NE5532.pdf), с питанием ±15 В. Схема достаточно простая, поэтому накидав элементы в PCAD, была сразу создана топология, минуя этап проектирования схемы. Проштудировав немало литературы и просмотрев немало схем по построению компрессоров было принято решение использовать готовую микросхему компрессора/лимитера типа SSM2166 (datasheet SSM2166.pdf), которую пришлось приобретать в московском магазине радиодеталей. Печатные платы УМЗЧ и предоконечного усилителя удалось заказать на предприятии ООО «Планар», за что огромное спасибо Владимиру Кузнецову, а плату компрессора пришлось выполнять по лазерно-утюжной технологии. Компрессор подключили к точке, показанной на схеме микшера LILIPUT (pdf). В процессе эксплуатации устройства были проведены некоторые доработки и найдены ошибки:
Фильтр высоких частотПоскольку собранный нами комбоусилитель — универсальное устройство, мы его используем также и для вокала. Используемый для вокала микрофон очень хорошо передает низкие частоты, компрессор помогает их вытягивать за пределами нормальной АЧХ микрофона. Чтобы вокал перестал «бубнить», необходимо снизить уровень НЧ сигналов после компрессора. Для этого необходимо собрать и установить фильтр высоких частот (Статья из Википедии о фильтре высоких частот (ФВЧ)) и подключить его после компрессора. При выборе фильтра можно руководствоваться следующей таблицей.
Было решено применить активный ФВЧ Баттерворта 3-го порядка (требуется два ОУ — один корпус микросхемы NE5532). Для расчета номиналов фильтров использовалась программа Texas Instruments FilterPro (FilterProSetup.exe). ФВЧ Баттерворта является основным среди фильтров третьего порядка, так как единственный обеспечивает плоскую АЧХ. Широко применяется в профессиональных системах, например d’Appolito. Получилась следующая схема ФВЧ: Разработана следующая топология: Далее проведена проверка работы ФВЧ с использованием двухканального осциллографа, собранная схема заработала сразу, с расчетными характеристиками. На осциллограммах показаны входной (не изменяющийся по амплитуде) и выходной («зарезанный») сигналы. Полученные значения выходного напряжения на выходе ФВЧ сведены в таблицу и для наглядности построена логарифмическая амплитудно-частотная характеристика (ЛАЧХ). Спад характеристики около 40 дБ/октава.
Получилась маленькая плата, которая легко интегрировалась в корпус компрессора. Однополярное питание +5 В взято с этого же компрессора. Во как это выглядит: Собираем, тестируем в комплексе. Цель достигнута, вокал перестал «бубнить». Предоконечный усилительПредоконечный усилитель предназначен для создания необходимого уровня сигнала для оптимального усиления в УМЗЧ и формирования выходного линейного сигнала. Используется инвертирующее включение операционного усилителя и двуполярное питание. Коэффициент усиления по напряжению DA1:1 подбирается от 3 до 7 (K=1+R8/R4). Важно, чтобы при максимальном сигнале не происходило ограничение. |
[ Карта сайта ]Г.С.Гендин. Конструирование и расчет радиолюбительских акустических систем. Книжная полка радиолюбителя - выпуск 14. Тот самый влагостойкий клей для дерева Titebond II Premium Wood Glue. Перенес зиму на балконе и загустел. Жаль... Такой тяжело найти. Еще по данной тематике...
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Комментарии
It was inspiring. Keep on posting!
My website: unusual presents: https://www.etsy.com/shop/BronzeCentury?section_id=16827639&ref=shopsection_leftnav_1
RSS лента комментариев этой записи