Как сделать костяной порожек для гитары

Опубликовано: 06.05.2013

На днях стал регулировать анкер на своем басу (гриф ушел по случаю весны), ослабил струны, но не снял с порожка и ключом надавил на вторую струну. Порожек сделал "кряк!" и распался на две половины. Ну, думаю, пришла пора делать костяной порожек.

Идея сделать костяной порожек пришла уже давно: в интернете счастливые обладатели такого порожка в один голос кричат об увеличении сустейна, улучшении спектра звучания и тому подобных вещах. Поэтому, когда свояк привез с охоты мясо лося (еще в декабре), я дал указание своей супруге отложить кусок кости побольше. Она отложила, я убрал ее в морозильник до поры. И вот эта пора пришла.

Поискал описания по интернету, и, как обычно, ничего не нашел. Все ограничиваются общими фразами, либо идет откровенная реклама: "Делаю порожки из кости рога лося за 1000 руб.!". Придется действовать наощупь.

Итак, достаем кусок кости. Это, скорее всего, бедро. Кость должна быть, естественно, сырая (не вареная и не жареная). Моем средством для мытья посуды.


Кость после помывки. Кость после помывки.

Аккуратно, чтобы не треснула, зажимаем кость в тисочках и ножовкой по металлу отрезаем полоску кости. Размеры берем с большим запасом от оригинального порожка.


Отрезанный кусок кости. Отрезанный кусок кости.

В интернете много пишут про запах, мол, при обработке кость начинает специфично пахнуть, а проще говоря, вонять. Мол, вонь такая, что семью лучше отправить гулять, а самому противогаз надеть. Не знаю... Я особой вони не почувствовал. Да, запах идет, но он несильный и появляется только когда кость разогревается от трения.

Зажимаем отрезанный кусок в тисочках и плоским напильником начинаем аккуратно стачивать кость для того, чтобы получить плоский паралеллепипед. Отрезаем кость по краям, оставив запас по размеру оригинального порожка. Надо сказать, что кость обрабатывается достаточно легко. Мне показалось, что даже легче, чем фанера. Поэтому нужно следить, чтобы обработка шла равномерно, без перекосов, и периодически проверять размер штангенциркулем. Толщина оригинального порожка чуть меньше 3 мм. Полученный кусок на фото я довел до толщины чуть больше 3 мм.


Обработанный кусок кости. Обработанный кусок кости.

Теперь, соединив две половины сломанного оригинального порожка, прикладываем его к паралеллепипеду и обводим карандашом.


Кость с контуром оригинального порожка. Кость с контуром оригинального порожка.

Дальше, понятно, стачиваем кость напильником до контура, стараясь не переточить лишнего. Как видно, снизу порожек не плоский, а полукруглый, чтобы плотно ложиться на накладку. Тонким надфилем помечаем места будущих пропилов под струны. Пропиливать их будем уже на установленном порожке, пока только помечаем. После некоторых усилий вот что у меня получилось (см. фото). Один раз получился маленький скол - сорвался напильник.


Оригинальный порожек (вверху) и костяной порожек (внизу). Оригинальный порожек (вверху) и костяной порожек (внизу).

Теперь круглым надфилем вытачиваем скругление снизу порожка. Сказать просто, сделать - не очень. Ну, как получилось - так получилось. Наждачкой нулевкой шлифуем все поверхности костяного порожка.


Костяной порожек в тисочках. Оригинальный порожек (вверху) и костяной порожек со скругленным низом(внизу).

При попытке установить порожек в гитару, обнаружилось, что порожек еще толстый. Еще понемногу стачиваем толщину напильником, шлифуем наждачкой и примеряем на гитару. Так нужно будет сделать несколько раз, пока порожек не встанет на место. Он должен встать в натяг, без болтанки.

А вот дальше самое сложное - протачивание прорезей под струны. На эту тему есть очень хорошая статья: Как я подгонял прорези под струны в порожке. Начитавшись, начинаю делать прорези. У меня бас - мне проще, потому что струны толстые, значит и прорези будут не маленькие. Можно использовать круглый надфиль. Прорези для второй, третьей и четвертой струн я протачивал круглым надфилем. Больше проблем вызвала прорезь для первой струны. Сначала плоским надфилем, потом самым кончиком круглого надфиля. В общем, изгалялся как мог.

Глубину пропилов делал на глаз и по ощущениям. То есть протачиваем, потом ставим струну, натягиваем и пробуем. Если высоко, то ослабляем струну, скидываем ее с порожка и все повторяем сначала. На изготовление порожка у меня ушло 40 минут. На подгонку прорезей под струны - 1,5 часа. Но зато получилось очень неплохо. По крайней мере, мне нравится. Похоже оригинальный порожек был подточен слишком низко, поэтому мне приходилось приподнимать струны на бридже. Костяной порожек я оставил чуть повыше, и это позволило мне достаточно серьезно опустить струны на бридже, поэтому они стали почти параллельно грифу, стало намного лечге и удобнее играть.


Костяной порожек, установленный на басу. Костяной порожек, установленный на басу.

Когда читаешь подобные статьи, когда кто-то своими руками что-нибудь делает, в финале всегда хочется узнать результат всех трудов. Ну что можно сказать. Сустейн однозначно увеличился. Мне кажется, я даже телом стал ощущать колебания корпуса намного четче и лучше, хотя может это и психосоматическое. По звуку сказать сложно. Струны старые, и до репы надо дожить, чтобы в усилок подключиться. В общем, поживем - увидим. Желаю успехов!